За последнее время произошли некоторые изменения в отношении
общества к БДСМ. Использование элементов формальной атрибутики в
рекламе немало способствовало включению данного направления в число "модных"
явлений. Средства массовой информации, в свою очередь, уловив эту
тенденцию, стали проявлять к этой теме повышенный интерес. За последние
5 лет материалов на эту тему в различных периодических
изданиях, радио и телевидении вышло больше, чем за предыдущие 50
лет. Правда большинство из них довольно поверхностные. И даже не
могут толком ответить на вопрос БДСМ что такое?. Однако нельзя не заметить, что интерес общества к
данной тематике, по-прежнему, остается поверхностным,
а восприятие инфантильным и легкомысленным. Необычность отношений и
эффектность антуража, в сочетании с удерживающимся в обществе
мнением о неизменной сексуальной подоплеке , привели к широкой
эксплуатации визуальных тематических проявлений в pr-индустрии. А это, в
свою очередь, не могло не привести к массовым появлениям в БДСМ группах людей, не имеющих прямого интереса к самому
явлению, являющихся, по-сути, зеваками.
Тем не менее, нельзя не заметить тот факт, что
ряд солидных изданий, в частности, например, канал
Discovery, посвятили данному направлению
довольно много времени и сняли несколько документальных фильмов о
различных аспектах данных взаимоотношений. Художественное кино тоже не отстает, чего стоит только одна
нашумевшая трилогия "50 оттенков....", а знаменитая "История О...".
А сколько книг на эту тему еще ждут экранизации.
Википедия также не обошла эту сторону
человеческих взаимоотношений. БДСМ в Викепедии посвящено довольно
много научно-популярных статей.
В сложившейся ситуации пришла пора объяснить тем, кто не знал, и
напомнить остальным, почему общество БДСМ, в частности клубы, во всем мире всегда являются
закрытыми, но не "подпольными"; почему не принято проведение
открытых публичных мероприятий; почему всеми силами исключается конкурентность
отдельных групп внутри сообщества.
Допустим ли общественный эпатаж
Действительно, BDSM относится исключительно к интимной сфере человеческих
отношений, которая обычно не выставляется напоказ, не
демонстрируется обществу специально.
Одним из основных принципов данной темы, как явления всегда была
добровольность всех участвующих в ней лиц. Эпатажные и
эксгибиционистические действия в общественных местах прямо нарушают
этот принцип, вовлекая в процесс посторонних людей без их согласия
хотя бы в качестве зрителей. Негативная реакция общества,
возникающая в таких ситуациях, по сути, неизбежна. И дело тут не в
"общественных стереотипах", якобы заставляющих предвзято относиться
к представителям тематического сообщества, а в обычном стремлении любого человека
заниматься на рабочем месте вопросами производства, в театре или
кино - происходящим на сцене или экране, в кафе получать
удовольствие от меню, и т.д. Любые действия, мешающие и отвлекающие
людей от их задач помимо их воли, вызовут как минимум раздражение, а
то и страх,
причем независимо от того, имеют эти действия отношение к БДСМ или
нет. Выставляемая напоказ принадлежность к той или иной форме
таких практик, как фетишизм, мазохизм или
Доминирование, вызовет
такую же реакцию, как любое нарушение общественного порядка и само
по себе дискредитирует явление в целом. Одно только позиционирование
себя Доминантом или Госпожой не дает права отдавать приказы на улице или работе -
такое право должно быть подкреплено общественным или должностным
статусом, а не интимными предпочтениями человека. Признание
человеком себя садистом, не дает ему никакого права воплощать свои
пристрастия иначе, кроме как со своим партнером и только при
соблюдении принципов добровольности, безопасности и разумности. Как
не дает права вовлекать посторонних, даже в качестве зрителей в
отношения между собой и своим партнером.
Разумеется, сказанное выше не относится к использованию дресс-кода,
который ни о чем не говорит постороннему человеку, но говорит о
многом людям "в теме". Кстати, в этом одно из объяснений тому
неочевидному факту, что представители BDSM общества по-настоящему
сожалеют о том, что эта тема становится модной из-за неосторожной
пропаганды. Действительно, опознав по дресс-коду человека "в теме"
каждый из нас был бы разочарован узнав, что это никакой не дресс-код,
а дань моде и желанию эпатировать публику.
Проблема публичности стояла тогда, когда стояла
проблема социализации БДСМ сообщества на планете. Сейчас стало очевидным, что проблема
потеряла свою актуальность. Ей на смену пришла прямо противоположная
- чрезмерная популяризация тематических взаимоотношений и вхождение этой темы в моду на фоне
широкой рекламы
БДСМ игр как средства избежать скуки в
постели и сохранить отношения.
Роль сообщества
Тем не менее, представители различных
тематический направлений стремятся
общаться друг с другом в сообществе БДСМ пипл. Разумеется, такое общение
нельзя назвать интимным. Но это общение - часть личной жизни,
которая не должна являться достоянием широкой публики. Попробуем
коротко объяснить, с чем связано это стремление.
на самом раннем этапе самоосознания и присутствия
элементов доминирования и подчинения в жизни
необходима поддержка социума. Важно, чтобы человек осознал, что при
всей необычности БДСМ с позиций общества, он остается нормальным его
представителем, включенным в жизнь так же, как и все другие люди;
в социуме формируется тематическая субкультура, происходит
обмен мнениями, информацией. Как было проиллюстрировано выше,
культура способствует защите интересов поклонников Темы в
обществе (уберегая их от серьезных ошибок); способствует выполнению
принципов безопасности, разумности и согласия в интимной сфере;
помогает избегать конфликтных ситуаций с обществом вне БДСМ групп;
в социуме облегчается задача поиска партнера. Ни для кого не секрет,
что распознать склонность к чему-то такому в человеке в обычных условиях
довольно сложно, если только он не пользуется дресс-кодом. К тому же
культура ограничивает проявления принадлежности к этому социуму
рамками личной жизни.
Поясним один момент из вышесказанного. Под термином "культура"
подразумеваются не только различные направления искусства, но и
нормы общения и поведения человека в социуме на планете, соответствие его
этических и моральных принципов общечеловеческим, уровень его
образования и информированности. Субкультура БДСМ - не отдельное
явление, а только комплекс уточняющих и узкоспециальных проявлений
общечеловеческой культуры, как то: тематическое искусство или Этикет
поведения внутри данной среды. Она не вступает в противоречие с
общепринятыми нормами, но только конкретизирует и уточняет их для
социума или отдельных тематических групп.
Отдельно хочется отметить, что искусство может и должно стать
выразителем и отражением гармонии, присутствующей в BDSM отношениях.
Вероятнее всего, искреннее искусство может быть единственным
мостиком, который позволяет составить представление о нас внешнему
обществу, потому что в другой форме особенности личной жизни
представителей нашего социума не могут быть донесены до широкой
публики.
И опять мы напоминаем о том, что Тема просто вошла в моду. Ведь это приводит к тому, что "околобдсмное" искусство
порождается теми, кто удовлетворяет спрос массовой публики на все
необычное.
Как следствие, "принадлежать" к этому необычному стремятся многие,
подменяя важнейшие мотивы и качества, которыми наделяет нас Природа,
модным трендом. К ним мы относим все побочное, что
заставляет "войти в тему" человека, который от природы не имеет к
этому склонностей. Это, например, стремление к удовлетворению
амбиций (не путайте амбиции с особыми качествами, которыми наделен
Мастер, Доминант или садист), дань моде, эпатажу, способ "выделиться
из толпы"; попытки подвести "бдсмную" философию под неблаговидные
поступки. В их среде и те, кто просто хочет разнообразить свои
сексуальные отношения. Это понятно, объяснимо и не вызывает
какого-либо неприятия у "опытных" товарищей.
Это предпосылки привели и к тому, что элементы БДСМ-антуража стали
появляться в рекламе чего угодно, от жвачки до мебели, а это
опосредованно приводит к рекламе и пропаганде самого явления, что с
нашей точки зрения является не совсем правильным.
Все это затрудняет достижение перечисленных выше целей даже внутри
сообщества, которое в силу этих предпосылок перестает быть "чистым".
Это одна из причин, которая заставляет нас стараться не допускать к
нашему общению посторонних людей.
Толерантность, доброжелательность и неконкурентность
Толерантность - это терпимость к чужим мнениям, верованиям и
поведению. Культура предполагает наличие толерантности как в
отношении членов сообщества, так и в отношении тех, кто в него
не входит. Мы также надеемся, что и со стороны общества
толерантность к нам будет присутствовать, ведь никакие идеи
нашей культуры не противоречат общечеловеческим нормам. Поэтому еще
раз подчеркнем, что именно неискажение этих идей защищает членов
тематических групп и сообществ от негативного отношения окружающих и позволяет
обществу иметь о БДСМ объективную информацию.
Понятия, вынесенные в подзаголовок - это не новые "три принципа",
это устоявшиеся три необходимых условия для того, чтобы было
возможным достижение личных целей каждого внутри социума и
исключение конфликтных ситуаций как внутри так и вне его.
Планета БДСМ многообразна и велика. Один человек никогда не сможет вместить в
себя понимание всего, что связано с ним. Это одна из причин, которая
делает бессмысленным построение "конкурентного" социума, где
необходимо доказывать превосходство своих идей, мнений или личности.
Другая причина в том, что тематические отношения имеют смысл только в
интимной жизни человека (не обязательно в сексуальной), а для
интимной сферы роль "внешнего лидера" лишена смысла вдвойне. Это не
означает, разумеется, что внутри БДСМ-сообщества царит
вседозволенность. Обмен информацией и мнениями всегда идет в
направлении от "более информированных" к "менее информированным",
что приводит к выделению в каждой области информационного
пространства более знающих, а потому более авторитетных личностей.
Но их цели не должны распространяться за рамки безоценочного
ознакомления с мнениями, фактами или тенденциями. Каждый входящий в
это общество стремится иметь максимальный объем информации о его
практиках и традициях, но принимать решения о применении чего-либо в
своей жизни он должен исходя только из своего личного мнения о них.
И более чем актуальным становятся доброжелательные формы общения и
обмена мнениями, что позволяет находиться в одной информационной и
эмоциональной среде людям с разными взглядами и предпочтениями.
Сообщество и общество
В заключение мы хотим еще раз подчеркнуть, что никаких объективных
причин для возникновения противоречий между обществом на планете и BDSM
социумом не существует. Более того, их не может существовать, пока
Тема не сталкивается искусственно с обществом, а существует только в
личной жизни людей, им интересующимся. И, наоборот, противоречия
проявляются всякий раз, когда имеет место любое искусственное
взаимодействие групп, его составляющих и всего общества, будь то демонстрация
каких-либо специфических практик или атрибутики в pr-целях или
создание коммерческих структур, эксплуатирующих интерес к этому
явлению, а также ситуации необдуманной или неосторожной рекламы и
популяризации.
Говоря об искусственном взаимодействии, мы не имеем в виду
возможность столкновения с обществом в силу причин, которые
порождаются внутри BDSM-социума или в связи с ситуациями, когда
личная жизнь представителей сообщества становится объектом внимания
со стороны государства. Например, ситуации рассмотрения нюансов
личной жизни по инициативе органов власти (бракоразводные процессы,
обыски и т.д.); ситуации, когда становятся известными факты личной
жизни по неосторожности. Разумеется, в таких случаях важно, чтобы
общество было бы проинформированным о сути данного течения и черпало бы эту
информацию не из "сенсационных" статей, а из надежных источников,
описывающих явление с научных позиций. Хотя бы, например статьи о
бдсм в википедии, т.к. в нормах права статей, как то
регламентирующих данные отношения, просто нет.
Тем не менее, сегодня в нашей стране общество относится к явлению
БДСМ в целом толерантно и может быть, с небольшой иронией. Об этом свидетельствуют многие факты, в том
числе и те, которые мы признаем не самыми положительными, в том числе и тенденции
к популяризации таких отношений в качестве модного течения усилиями СМИ и
кинематографа. Мы не
скрываемся и не утаиваем информацию о себе. Но мы не стремимся к
расширению своих рядов любыми средствами.